Описание Калуги XVI в., приложение к перспективной картине города XVI века и историческому роману автора о периоде опричнины в эпоху царствования Иоанна Васильевича Грозного.

 


Описание Калуги XVI в., приложение к перспективной картине города XVI века и историческому роману автора о периоде опричнины в эпоху царствования Иоанна Васильевича Грозного.

            (издание 2-е, детализированное и дополненное)

Вступление.

Второе издание, которое вы держите в руках значительно отличается от первого, ибо в течении 2019 и 2020 годов я собирал воедино все данные, поступившие ко мне за это время из разных источников. Они заметно дополнили и улучшили картину. Время для этого нашлось в достатке, так как я воспользовался для продолжения своего исследования неожиданно образовавшимися "короновирусными каникула-ми". Но начну сначала, ибо есть люди, которые не видели первое издание реконструкции, поэтому необходимы некоторые пояснения. Началось всё с того, что начав изучать историю Калуги, на первом этапе я тщетно пытался найти хоть какие-то полные, либо подробные объяснения на предмет того что же происходило в Калуге в XVI веке, на поверку были лишь блоки-описания города побывавших здесь некогда иностранцев. Но понятно было одно, выходило, что никто не собирал данные на предмет запечатления города Калуги XVI века художественными методами (не в счет вид деревянного острога с правого берега. Вид сбоку).  Удивительное чувство неисследованного, очевидное, но невероятное. Макетов, карт, реконструкций или гравюр того времени на которых можно было увидеть общий план города Калуги, хотя бы сверху, как это часто рисовали в то время, не было. Понять, что и где находилось, кроме крепости, было решительно невозможно. Где стояли башни острога непонятно и т.д. Что делать? Нужно было фактически начинать с нуля, собирать всё доступную информацию воедино и постараться описать и зарисовать всю картину целиком. Таким образом, я стал делать то, что раньше  не делал, не объединял данные и не ставил перед собой сверхзадачи. От XVI века остались лишь единичные дозорные книги на предмет уплаты денег в казну, и то, только одна книга имеет условное отношение к 1590-ым годам. А где всё остальное? Где Калуга XVI века? Потом я понял, что противоборствующие стороны в смутное время, занимались планомерным уничтожением компроматов друг на друга, и в итоге на сегодняшний день мы имеем лишь мизер от общего количества подлинных исторических документов XVI века-несколько подлинников-документов  с тугрой (царской печатью) со времени правления Ивана Грозного до первого Романова. Эта черная информативная дыра была не только по Калуге, а повсеместно, по всей Руси.  Как я уже говорил, в первой части книги, должного внимания заслуживают два источника, которые я упоминал и которые можно найти в доступе в интернете. Это «Археологический ежегодник за 1964 год» М. 1965 г. Статья Вадима Ивановича Корецкого (1927-1985) "Новый документ по истории русского города времени крестьянской войны и польско-шведской интервенции" и  Журнал "История СССР" 1972 г. 4. Статья Михаила Яковлевича Волкова (1924-1997) "Описание калужского посада конца XVI века" (1590-е). Поясню, что в эти статьи вошли выкладки-данные из 1. "Строельной книги" 1593/94 по 1598/99 годов Матвея Проестова и подьячего Якова Демидова которые были включены позже в "Дозорные книги" Ивана Бегичева и дьяка Никиты Дмитриева 1616-1617 годов (опубликовано М.Я. Волковым) и 2. "Книги дозорные за 121 год" (1612/13 г.) Моисея Глебова и дьяков Семена Самсонова и Ждана Шипова (опубликовано В.И. Корецким)

Данные по этому периоду калужской истории за это время  я  исследовал, не только на предмет расположения районов (сотен), но и произвел ещё раз проверку, местоположений всех башен посада и крепости  и озвучил  их предполагаемые названия, чего раньше не делалось. В предстоящем литературном произведении я должен буду ориентироваться в пространстве и башни, ворота, как-то называть. Необходимость продолжения такого полного исследования было обусловлено и художественным воплощением этой темы, а именно нарисованным мною на ткани "Перспективным видом калужского посада кон. XVI- нач. XVII вв. (видом города с высоты птичьего полета, ориентированного на восток)" имеющего в оригинале, на данный момент, площадь изображения 5 м2 с более детальными прорисовками нежели на предыдущей, уменьшенной карте прошлого издания 2019 года. Почему такой большой размер? Мне стало очень удобно на него смотреть, охватывая всю перспективу в целом и представляя все происходящие события в будущем романе, о Иоанне Грозном, более ясно. Таким образом был создан городской павильон Калуги XVI века для исторического романа о периоде опричнины и правлении царя. Мне предстояло описать: как могли бы жить мои герои, передвигаться из одного места в другое, ходить друг к другу в гости, от  дома к дому, из района в район, из слободы, например, в Ям (или в Ямы). В кожевенные Ямы или Ямы винокуренные где ставились большие казаны? Где они располагались территориально? Стали выстраиваться версии. Это должны были быть разные места в городе. Я стал расставлять, как в паззле, эти места на своеобразной мысленной площадке-макете, что и продолжаю делать до сих пор. В связи с этим, прояснились, стали понятны, например, многие ранее не рассматриваемые детали в расположении городских производственных мест в остроге, и многих  строений в калужской крепости. Места, где жили люди, и могли реально существовать мои герои. Нетворческим людям, возможно будет непонятен. Других, такой художественный-исследовательский подход, возможно наоборот, окрылит, даст возможность убрать шоры с глаз, заглянуть дальше. Поэтому я надеюсь, что эта творческая работа упадёт в плодородную почву для ищущих ответы людей.

Как писал когда-то классик- "истина кроется в деталях", и действительно, только детальная прорисовка реконструкции дала мне возможность выстраивать ранее утраченные места в городе, их описывать и делать выводы. Сложным в данном свете было и то, что в период смутного времени и последующего церковного раскола XVII века существенно поменялись не только многие названия, но  и понятия XVI века, запутав и размыв и без того туманную картину прошлого. Нам известно, что история этого времени зияет многими пробелами, пустотами и часто мы не можем найти необходимого нам подтверждения, так как многие первоисточники-оригиналы утеряны. К примеру, изменились не только названия деревянных храмов, но  и стали меняться сами понятия и  сам уклад населения города, а также облик  Калуги, и   в  этом контексте конец XVI века уже существенно отличается от  конца XVII века, замыкая этот период ещё одним подтверждением смены эпох, окончательным уничтожением старой Калуг и в виде грандиозного пожара 1700 года. Той Калуги не стало.  И последнее, то, что необходимо подчеркнуть ещё раз: моя авторская реконструкция создавалась как огромный павильон для написания исторического романа о периоде правления Ивана Грозного и калужских событий периода опричнины. Такой панорамы Калуги XVI века не было до сих пор, теперь она есть. Огорчу сразу заведомых критиков моего, не побоюсь этого слова, труда, на предмет того, что расположения объектов известных и неизвестных, это мои личные коннотации и мои личные доводы в пользу этой версии Калуги XVI века, хотя я уверен,  что моими находками будут пользоваться в последствии и мои сторонники, и мои оппозиционеры тоже, ибо следуя критическому курсу они будут переосмысливать данный материал и откопают на поверхность ещё что-нибудь неизвестное и интересное.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Три волны переселения древней Колуги на новые места в XIV веке. Спасение от "Черной смерти"!

ОСНОВАНИЕ КОЛУГИ. Места древней Колуги с VIII века по XIV век включительно в городищах на реке Колужке и на Оке.

Дубовая калужская крепость