Три волны переселения древней Колуги на новые места в XIV веке. Спасение от "Черной смерти"!

 

Три волны переселения древней Колуги на новые места в XIV веке.  Спасение от "Черной смерти"!

Этот новый взгляд вглубь, позволяет сейчас совершенно уникально выстроить и новые даты основания Колуги в единую и непрерывную логическую линию. Все эти даты укладывается и в теорию перенесения города на новые места! Итак. Важным стратегическим торговым местом на реке Окке и было такое торговое городище "ПоОкцев" Корьдно (Городня). Здесь, понятие торгового пути  поОкцев, можно отнести во времени, и к более ранней и предшествующей ей культуре поОчья и к их предкам в истоки Рязано-Окской культуры. ПоОкцы отличались тем, что захоранивали умерших в курганах, в отличии от вятичей, которые сжигали умерших и ставили столбы с их прахом, в лесах и вдоль дорог. Выскажу предположение, что весь этот ранний период вятичи не то, чтобы не входили в противоречие с поОкцами- торговцами, а наоборот мирно сосуществовали, активно торговали серебром и мехами- "мягким золотом", что было выгодно и тем и другим. Но вернемся к городищам. Обозначу поселение Корьдно как первое, самое раннее место Колуги номер один. Читаем у Василия Федоровича Зуева (в исследовании 1781 года) что "...первым городищем его (города) считается находящееся при устье реки Калужки на горе..." (на карте, со стрелкой это ГОРОДИЩЕ), то, другое, городище, что выше по течению на 6 верст (мы тоже видим на карте со стрелкой, это ГОРОДНЯ). Будем считать то городище, что выше по течению и ближе к лесам, небольшим торговым городищем, торговцев, предположительно именно там вятичи плавили своё серебро- это Корьдно I , а то городище где они его меняли и продавали, это городище что у устья р.Калужки на Оке (ГОРОДИЩЕ) Корьдно II, (торговое городище русов (не только вятичей но и других), хазар, рахдонитов и рыбаков). Объясняет это и то, почему в обоих городищах валы и рвы, а в округе по полям множество курганов- понятно, что эти курганы не вятичские, а торговцев хазаро-по-Окского пути.  Корьдно как и другим



торговым городам не раз и не два, а постоянно приходилось держать оборону от захватчиков на стратегических местах, напомню, что дорогами служили в то время только водные артерии. Два этих городища, появились возле Оки стратегически. Я понимаю, что описал довольно-таки развернутую и сложную схему, и6о других логических объяснений у меня нет, а другие схемы выглядят примитивно и ничего не объясняют. Итак, оба этих городища, мы можем видеть на карте Калуги и её окрестностей 1790 года. То, по тому как интересно описал эти события Владимир Мономах, остается только догадываться, какое из этих поОкских городищ может относиться к легендарному вятичу Ходоте и к его сыну, а какие не могут. Легендарный Ходот. Первое, что указывает нам в имени Ходота, это его нареченное племенное прозвище, Ходота, Ходот, преобразовавшееся потом со временем в имя Ходей, ходок, прозвище человека неутомимого и умеющего быстро передвигаться, немаловажное умение для ходящего по лесам!  Можно лишь логически догадаться, что он хозяин всей племенной земли и лесов, но никак не хозяин торгового пути по Оке. Ходот- крепко стоящий на тверди земной язычник, но никак не ходящий по воде!

 Итак! Вернемся к нашим городищам. Обозначу, в связи с этим развернутым умозаключением, новую предполагаемую  датировку поселений Колуги I (Корьдно II, Городище) начиная с VIII века ранее 1082 года  и до 1346 года.  Почему именно до 1346 года?

 



Простояли эти два вятичских городища на реке Калужке (Городня и Городище) вплоть до начала эпидемии Чёрной смерти (или как тогда её называли "чёрного мора") — одной из самых опустошительных пандемий чумы в истории человечества, её  пик  пришёлся на 1346—1353 годы. А также мы знаем, что чума двигалась из Азии в Европу. А от Малинина мы знаем ещё о двух волнах моровых поветрий= 1386 и 1419 годов. Будем отталкиваться от этих дат. Из двух городищ Корьдно I и Корьдно II на реке Калужке тогда ( в 1346  году ) оставшиеся в живых люди ушли  из "страшных чумных мест", как делали многие тогда, покидали "проклятые города", возвращаться туда было дурной приметой, основывали новые. Возможно, что оставшиеся в живых люди из этих городищ объединились. От черного мора ушли из тех мест и остальное оставшееся коренное население- вятичи в районы теперешней Вятки, на восток, ближе к Хазарии, Казани, к Волге, остальные вятичи осели на месте острожка у реки Яченки (Ятченки). Кстати, ещё раз напомню, что слово Ятче- означает не что иное как финоугорское название вятичей. Поэтому сделаю вывод что, поселение Ятче на речке с одноименным названием было самостоятельным острогом тогда. Остальные люди спасающиеся от трех волн эпидемии по моей версии образовывали Калугу ещё три раза, один за другим,  три новых калужских поселения переходя с места на место: при Симеоне Гордом в 1346 (на Ятченку), при Дмитрии Донском в 1386 (на место ЦПКО) и при Василии Первом в 1419 году (на место гостиных рядов), где последние два места можно и поменять местами хронологически, что не меняет сути. Мы знаем, что с чумой боролись в том числе и огнем. Сжигали. Возможно второе место (в ЦПКиО) было сожжено, таким путем очищено огнём от чумы, так сказать "дедовским методом". В этой связи необходимо более тщательно исследовать ранние слои этого места, но к сожалению активных раскопок на территории ЦПКиО-калужской крепости в советское время и в наше время не проводилось). Это место утвердилось как "огневое", "ярое", здесь продолжали разжигать костры для очищения во время славянских праздников Ивана Купалы. Также известно, что есть древнее понятие «кулага» это объединение нескольких поселений (мы тоже рассмотрим эту версию) у нас этих поселений получается три, на Яченке, на месте гостиных рядов, и на теперешнем месте городского парка. Последнее напрямую связано с культовым местом для совершение славянских обрядов кулаганья, омовения в реке на Ивану Купалу и разжигания костров в честь Ярилы. Кстати, произношение слов «кулага» и «калуга» не наводит ни на какие мысли? Похоже, правда? Так что, ещё одна, ранее не встречающаяся версия, так что, ещё раз озвучу эту лингвисти-ческую версию- названия нашего города соответствует древнему обычаю "омовения в реке на праздник Ивана Купалы". С этого времени и следует  отсчитывать появления поселений Колуга на этом новом месте после опустошитель-ных эпидемии чумы- назовем их  Колуга II, Колуга III и Колуга IV. Из этого следует и вторая дата такого переселения- на место Колуга II это 1346 год.  Эта дата напрямую относит нас к Симеону Гордому, в "до-куликовское время" и до княжения Можайских. Интересна в этом контексте будет и версия основания Колуги II на месте острожка, (рядом с будущим Симеоновым городищем) в 1346 году при великом князе Симеоне Гордом. Скорее всего "острожек на Ятченке" был частью той древней Колуги II переехавшей сюда с реки Колужки. Простояла Колуга II не долго, видимо с 1346 по 1386 год (начало второй волны мора), поэтому многие раскопы на этом месте в советское время (проведенные Раппопортом и другими, дали очень мало археологического материала), тогда это понятно. Отметим для себя, что Колуга (город Дмитрия Донского) во время Куликовской битвы 1380 года Дмитрием Донским вероятнее всего рассматривался как запасной стан в случае отступления после неудачного сраже-ния. А само сражение- это продолжение противостояния за сферы влияния серебряного пути по Москва-реке, Оке и Волге между Хазарией и Московией, а не какое-то мистическое Монголо-татарское нашествие. Мы однозначно не знаем где проходила битва, археологические раскопки в тульской области положительно этого не подтверждают, увы. Другие новые исторические версии указывают нам на более предпочтительное место легендарной битвы: это Кулишки, теперь известный р-н Москвы. Тогда мы можем предполагать, что движение войск могло идти по СтароБоровской дороге (Боровск основан в 1358 году), а значит Колуга от реки Колужки передвинулась к  СтароБоровской дороге идущей на  север ещё и стратегически! Далее, в 1389 году  Колуга  отдана Дмитрием Донским своему сыну  Андрею Можайскому.   Выходит, что удельный князь Андрей Можайский воссозда-вал Колугу III-ю с 1386 по 1419 год  уже не на Яченке, а опять на новом месте, после ещё одного мора 1386 года, и так же он переносил Колугу IV с 1419 года (начало третьей волны мора) опять на новое место и владел ей вплоть до своей кончины в 1432 году. Поэтому начиная с 1419 года и далее Колуга IV, остается постоянно на новом, теперешнем нашем месте и становится развивающимся городом.  Сверимся с тем, что писал Д.И. Малинин "...Несомненно, эта догадка стоит в связи с преданием, что Калуга в настоящее время занимает уже четвертое место."  Всё так. Ещё раз выведу в один ряд этапы:

Колуга I...(Корьдно I и II, Городня) ранее 1082 г. по 1346 год

Колуга II (место острожка на Яченке) ... с 1346  по 1386 год

Колуга III (место будущей крепости) ... с 1386 по 1419 год

Колуга IV ( место гостиных рядов) ... с 1419 года по сей день

В довершении скажу, что полную версию переселения людей связанную с эпидемией чумы в XIV веке, подсказала мне теперешняя ситуация с короно-вирусом, такие мысли приходили и раньше, но как говорится, нет худа без добра.

 

 

                                    Развитие Колуги с 1419 по 1508 год.

Калуга как городское поселение к началу XVI века уже было достаточно разросшимся (за почти 100 лет, мы уже знаем что с 1419 по 1508 год, после 1508 года предположительно начала строиться калужская крепость)  и как я полагаю, город имел  около двух сотен дворов обнесенных острогом , имевшим, по видимому, 4 башни, по "одному углу" у каждой башни, это по 50 дворов в каждом. Город находился в пределах водных ключей (район бывшей церкви Архангела Михаила. Ленина 100), исключительно удобное место с проточной, всегда свежей водой. Древний город Колуга делился просто на четыре части в прямоугольном остроге. Город разрастался. Именно тогда и возникла стратегическая необходимость для создания крепости.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

ОСНОВАНИЕ КОЛУГИ. Места древней Колуги с VIII века по XIV век включительно в городищах на реке Колужке и на Оке.

Дубовая калужская крепость